Главная
Регистрация
Вход
Суббота
15.12.2018
05:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 497

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Педагогическая копилка директора 

Народный учитель – вечный ученик

     Проходя по  лицею, он здоровается с каждым учеником, да и знает он, пожалуй, все о  Луганском лицее иностранных языков. Он – его основатель и  директор вот уже 21 год. Анатолий Иванович Каташов – его заслуги и достижения можно перечислять бесконечно долго, и в этом году его труды были оценены на государственном уровне. Указом Президента Украины А.И. Каташову присвоено  звание Народного учителя Украины. Всего же за годы независимости этого высокого звания удостоилась небольшая когорта педагогов нашей страны.
     Корреспонденты первой в Украине лицейской многотиражной газеты «Здравствуй» не упустили возможности задать своему уважаемому директору несколько вопросов.
     - Анатолий Иванович, кто сформировал Вас как личность?
    - Прежде всего, это семья. Моя бабушка и дедушка Наталья Ильинична и Федор Архипович – донские казаки.  Я всегда пребывал среди прекрасных людей и жадно впитывал их жизненный опыт.  В 1 класс Луганской 4-й школы меня принимал  выдающийся человек – Святослав Игоревич Мещерский. Я ему очень благодарен. Это был учитель от Бога, прекрасный филолог, знаток русского языка и литературы. Мне запали в душу его слова «Здравствуй арапчонок! Пойдем со мной, тебя ждет великое будущее!». Не поверить ему было невозможно, и я пошел. И вот я в школе с 1955 года с маленькой отлучкой в большой спорт.
Луганск – спортивный город. Огромное влияние на мое становление оказал спорт. В футбольной школе «Заря» я прошел путь от детской команды до дублирующего состава. Школу возглавлял выдающийся детский тренер Борис Васильевич Фомичев. Именно он заложил основы команды, которая стала чемпионом Советского Союза в 1972 году. Тяжелая травма в игре с «Динамо» Тбилиси заставила рано уйти из спорта и дала старт учительской карьере.
     В пединституте я попал в руки мощного и талантливого организатора, декана факультета физического воспитания Вадима Петровича Шовгура. Он научил меня очень многому.
     Всю свою жизнь я учусь у людей. И самое главное, что меня научили учиться.
     - Были ли у Вас кумиры в юности? Есть ли они сейчас?
    - Естественно, в детстве они есть у всех. Мой кумир – Всеволод Михайлович Бобров универсальный спортсмен, с которым мне посчастливилось встретиться в 1969 г. после матча с дублирующим составом ЦСКА. Горжусь тем, что я ему приглянулся. Не удивительно – я был разрядником по 12 видам спорта. На тридцати метрах я выбегал из 4 сек. Короткая беседа с живой легендой стала ориентиром на всю жизнь.
     В этом же 1969 познакомившись с творчеством Габриэллы Мистраль, я ощутил, что у меня появился  еще один наставник.
     Я неустанно повторяю ее молитву:

     « Господи! Ты, учивший нас, прости, что я учу; что ношу звание учителя, которое ты носил на земле.
     Вырви из моей души нечистую жажду возмездия, мелочное желание протеста, которое возникает во мне, когда меня ранят.
     Пусть не печалит меня невнимание и не огорчает забвение тех,  кого я учил.
     Дай мне простоту и дай мне глубину; избавь мой ежедневный урок от сложности и пустоты.
     Пусть рука моя будет легкой, когда я наказываю, чтобы знать, что я делаю это любя.   Сделай так, чтобы мой лицей я превратил в школу духа.
     Пусть порыв моего энтузиазма, как пламя, согреет его классы и коридоры.
     Господи! Напоминай мне, что упорно учиться и учить на земле – это значит прийти к последнему дню с израненной грудью, пылающей от любви.»

     Мне выпало разделить с этой простой и великой школьной учительницей, чилийской поэтессой, лауреатом Нобелевской премии ту суть и ту правду школьной жизни.
     Для меня честь быть под покровительством таких Учителей, которых любят все. Я уверен, что именно они стоят по правую руку от Бога. Мне остаётся только изредка задавать себе вопрос:  «Кто же я есть?».

     - Какие качества Вам подарил спорт?
    - Спорт – это великолепная школа. Именно на спортивных площадках формируются важнейшие качества.  Он обладает отличным инструментарием для воспитания молодого человека, помогает ему быть востребованным обществом. Спортивная деятельность – это, прежде всего, поединок. Поединок по достаточно жестким правилам, где формируется воля, выносливость, умение быть готовым в любую минуту. Спорт – это сгруппированный в долю секунды житейский опыт, который можно набрать в жизни за несколько десятилетий.
    В наше время спорт был романтикой, потом он стал все, более и более превращаться  в бои гладиаторов на современном уровне. Противостояния характеров, систем, мышечной массы, технологий, подавление своего оппонента любыми инструментариями. И  все же спорт это огромный опыт, и он должен быть у каждого.
     - Приходилось ли Вам менять что-то в себе на пути к поставленным целям?
    - Скорее всего, нет. К большему счастью (или к несчастью), я донской казак, я не меняюсь. Я обязан быть таким, какими были мой дед, мои прадеды. Нашему роду несвойственно искать, где глубже, где теплее. Поэтому и не думаю, что достиг бы чего-то лучшего, будь я поизворотливее, ведь просто не могу быть таким. Хотел ли бы я, чтобы что-то изменилось в этой жизни? Меняться оно, конечно, должно, и в лучшую сторону, но то, что есть в моей душе, – однополярность, предсказуемость – нет. У меня есть своя тропа, по которой я иду, о чем давно заявил: я сторонник канонического православия, донской казачьей культуры. Плохо или хорошо – трудно сказать, пусть оценивают другие.
     - Почему в Вашей судьбе произошел такой крутой поворот: от спорта – к истории?
    - Наверное, в связи со многими обстоятельствами. Не будь тяжелейшей травмы, можно предположить, что стал бы, допустим, тренером. То, что я работал бы в сфере общения с другими людьми, –  вне всякого сомнения. Хотя в свое время работал на тепловозостроительном заводе имени Октябрьской революции, имею две рабочие специальности. Но все же область социального общения – это мой конек. И мне, наверное, на роду написано, чтобы я работал с людьми. Почему именно история? Однажды я понял, что спортивного образования  недостаточно и необходимо получить гуманитарное. С большим уважением отношусь к литературе, но все, же история более разнопланова, имеет массу составляющих, среди которых – литературные источники.
    - По внутренней сущности Вы все же ближе к историку или к спортсмену?
    - Знаете, я не могу разделить эти две сущности, ведь жизнь настолько разнопланова и глубинна, что все в ней сопряжено. Мне просто повезло, мои наставники передали мне свой огромный опыт социальной коммуникации.  В рамках которого сочетание опыта чисто спортивного противостояния и гуманитарной подготовки получили хорошее развитие, так что практически в любой ситуации не возникает вопроса, что же делать. Решение, основанное на опыте, заведомо выгодное, ведь собственный опыт позволяет отреагировать на ситуацию быстрее, чем оппонент, а когда мы выигрываем во времени – тут закладывается успеха.
     Вот чем хороша методология нашего учебного заведения: мы на 20 лет опередили то, что сейчас делается в Украине. Этот запас времени дает возможность постоянно находиться впереди, работать с опережением и уверено смотреть в будущее. Мы стоим не на одной ноге, даже не на двух, а на платформе. На платформе уникальных инновационных разработок. У  нас прекрасный педагогический коллектив. За двадцать лет он дал стране троих Заслуженных и одного Народного учителя Украины, более 200 победителей национальных и международных олимпиад.   
     Жизнь многолика. Но в, то, же время в ней все просто. Самое плохое, когда мы говорим, что жить трудно. Необходимо только научиться принимать своевременные решения с опережением хотя бы на два хода, чего мы часто не делаем. Когда говоришь «чуть-чуть позже», начинает уходить платформа из-под ног.  
     - Какие уроки Вам преподнесла история?
    - Мы – дети послевоенные, наши отцы воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Я однозначно знаю, что фашизм – это плохо. Кто-то говорит, что фашизм – это нечто в меру агрессивное, но для того чтобы навести порядок, необходимо именно такое сознание. Я этого не принимаю. Присваивать жизни других людей – преступление перед человечеством.
     Мы создали класс-музей подвига луганчан в годы Великой Отечественной войны  в ответ на высказывание одного из высоких руководителей. В Славяносербском музее, указывая на каску фашистского захватчика, он сказал, что эти люди, фашисты, несли сюда свободу. Он сказал это в августе, а в сентябре мы организовали класс-музей. В котором разместили результаты поисковой работы нашего военно-патриотического кружка «Каскад». Это детский подвиг во славу подвига их дедов. За эти годы тысячи останков погибших красноармейцев нашли свое упокоение.
     Второй урок – это православие. Его необходимо сохранять. Сейчас нас тянут в Европу, а европейские ценности – это ценности католического мира. Имеем ли мы право губить и уничтожать то, что создали наши великие предки? Не повторяем ли мы, говоря о европейском этносе, Советский Союз? Мы признаём, что СССР пошел по несколько ошибочному пути и проиграл экономическую и духовную гонку Европе. А теперь встаем на этот же путь вместе с Европой.
     Я убежден, что цивилизация будет сохранена и будет развиваться только при одном условии: что в ее основе будет стоять масса различных культур. Чем платформа будет шире, тем дольше мы будем находиться в этом мире. Православная культура не только самобытна, она лежит в основе европейского и мирового пространства
     - Вернемся к Вашему званию Народного учителя, одному из самых высоких званий в стране. Стало ли это Вашей наивысшей ступенью, или перед Вами уже маячит новая цель?
     - Цель по званиям никогда передо мной не стояла. Суть не в этом. Да, мне приятно, что мои скромные успехи так высоко оценили. Это также оценка нашего коллектива. Я просто хочу работать и  быть полезным окружающим, ученикам, молодежи. Размышляя о своей миссии я всегда помню, что высшим учителем для меня есть Господь!
     - Чтобы подвести итог нашей беседе, хочется спросить: у Вас появились новые стимулы после получения звания?
     - Вы обратили внимание – на здании уже третий год висит вывеска «Духовно-просветительский центр «Руська правда»? Я надеюсь, что этот центр все же получит областной статус. Всем специалистам, педагогам надо объединиться вокруг одной простой идеи: привнести в молодежную среду идеи и традиции наших великих предков. Если мы пойдем по этому пути, мы достигнем очень многого.


    6 октября 2014 г.

Беседовали Анастасия Бардецкая, Иван Бойченко, Катерина Третьякевич, юнкоры ЛЛИЯ.

 


Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018
    Сделать бесплатный сайт с uCoz